Когда Элан Дарлингтон начал изучать использование растений для улучшения качества комнатного воздуха, он и его коллеги сосредоточили внимание на поддержании жизни в космосе. "Это - лучший способ сохранить жизнь космонавтам, отправившимся на Марс", - говорит г-н Дарлингтон. В 2001 году он основал фирму Air Quality Solutions, которая выпускает "живые стены" из фикусов, китайских роз и орхидей. По его словам, они поглощают до 90 процентов формальдегида и других токсичных веществ из воздуха в закрытом помещении. Построив десятки таких стен в университетах и офисных зданиях, он решил распространить деятельность на жилые кварталы. Термин "биофильный дизайн" произошел от слова "биофилия". Его в 1984 году ввел биолог из Гарвардского университета Эдвард Уилсон для обозначения врожденного влечения человека к природе. Этот термин означает применение реальных или искусственных природных элементов для улучшения условий жизни. Он менее известен, чем близкий к нему "зеленый" или "природоохранный дизайн", и больше относится к человеческим чувствам, нашей генетической предрасположенности к взаимодействию с природой, чем к охране природных ресурсов, считает Грант Хильбебранд, почетный профессор архитектуры в университете штата Вашингтон в Сиэтле. Эрик Гарфинкель с женой Донной два года превращали свой манхэттенский дом, построенный в 1888 году, в просторные четырехкомнатные апартаменты с гостиной, выходящей в террасированный сад. Г-н Гарфинкель называет гостиную садовой комнатой, поскольку, находясь в ней, он как будто бы остается снаружи. "Когда мы переехали сюда в 2003 году, мне эта комната не понравилась, - говорит г-жа Гарфинкель, которая работает психологом. - Теперь полюбила, поскольку сад оживил ее". Эрни Сота, подрядчик, специализируется на "зеленом дизайне". Он начал применять биофильные подходы в 1970-е годы, когда их еще так не называли. Тогда он установил теплицу на крыше собственного дома постройки XIX века в Питсбурге. "То была реакция на 1960-е годы, когда здесь вовсю дымили металлургические заводы и воздух был совершенно черным", - говорит он. Два года назад г-н Сота перестроил несколько обветшавшую теплицу и с помощью сотрудника архитектурной фирмы Studio D’Arc Жерара Дамиани добавил к ней еще один этаж. Потом стал рекламировать свой проект среди жильцов верхних этажей, которые хотели разводить растения. 30-летний Грег Булос, также строитель-биофил, и 29-летний фермер Джен Монтгомери переехали сюда в апреле и стали выращивать помидоры, салат, свеклу и другие овощи. Теплицы оснащаются энергосберегающими вентиляторами, которые зимой нагнетают теплый воздух в дома, распространяя по ним запахи природы. "Теперь весь дом постоянно пахнет нашими цветами апельсина", - говорит 25-летний сын г-на Сота Бенджамин. К своей цели объединить внутренние и наружные пространства биофилы не всегда идут прямым путем. В прошлом году Элиза Рапапорт с мужем Майклом Шонбаумом подрядили вашингтонскую архитектурную фирму Inscape Studio пристроить веранду к их дому в Мериленде. Решили пристраивать ее к кухне, чтобы можно было обедать на воздухе и любоваться видом на сад. Но архитекторы Рик Харлан Шнайдер и Петорс Зоузоулас решили, что такая веранда заслонит вид из кухни и ее естественное освещение. Пришлось веранду отодвинуть. Хозяевам она нравится, но они признают, что биофильный дизайн имеет недостатки. "В Мериленде столько комаров, что нам приходится всех просить закрывать за собой дверь, - говорит г-жа Рапапорт. - В этом смысле нам лучше бы не жить вместе с природой". Публикуется с разрешения The New York Times News Service and Syndicate Co.
Источник:
http://izvestia.ru/nyizvestia/article3096790/ |