Как ребенок обучается общению? Этот процесс основан на формировании у него прочных связей между предметом и его обозначением, между ситуацией и высказыванием. Человек опознает предмет и называет его. И вот этологи из университета Аризона (США) под руководством проф. Ирен Пепперберг задумались, а нельзя ли и птицу обучить таким связям. Они разработали методику социального моделирования. Жако по кличке Алекс показывали разные предметы, называли их и стимулировали птицу правильно опознавать предметы и обозначать их с помощью речи. Социальное моделирование
Это моделирование диалога между людьми. Только место одного из людей отводится для попугая. Но, все по порядку.
Два обучающих разговаривают между собой в присутствии птицы. Один из них (назовем его основным обучающим) показывает другому какой-нибудь предмет, например ручку, карандаш или яблоко, и спрашивает: "Что это?". За правильный ответ основной обучающий хвалит своего партнера и дает ему названный предмет "для игры".
Жако по природе очень общительны, и Алексу не нравится, что люди не обращают на него никакого внимания. Он ревниво следит за людьми, пытается криками привлечь их внимание. Но крики и даже выученные ранее слова не помогают. Тогда жако старается вмешаться в диалог, это срабатывает: наконец-то его "замечают". Роль второго и третьего обучающего (если таковой имеется) состоит в продуцировании ответов-образцов, которые должен усвоить попугай. И на определенной стадии такого общения Алекс начинает пробовать повторять реплики-ответы, Получается примерно такой диалог.
Обучающий: Брус, что это? (показывает тюбик с зубной пастой).
Брус (громко): Паста.
Обучающий: Молодец! На - пасту (передает ему тюбик).
Алекс: (перебивает) А... а...
Обучающий: Алекс, ты это хочешь? А что это?
Алекс: Па... па...
Обучающий: Говори лучше!
Алекс: Па-а-а...
Обучающий: Нет. Ирен, что это?
Ирен: Па-а...
Обучающий: Лучше!
Ирен: Па-ста (подчеркивая звуки "с" и "т").
Обучающий: Теперь правильно. Скажи еще раз.
Ирен повторяет и получает тюбик, после чего снова произносит слово "паста", держа тюбик в руке.
Алекс (сидя на крыше клетки, тянется за тюбиком): Па!
Ирен: Говори лучше. Что это?
Алекс: Па-а-а...
Ирен: Еще лучше...
Алекс: Па-та!
Ирен: Ну, ладно, ты хорошо постарался. Бери пасту.
Алекс играет некоторое время с тюбиком, обычно не дольше 5 минут. После чего занятие продолжается.
Диалог - это дуэт с человеком
При обучении этой наиболее сложной форме владения речью тренеры не использовали пищевого подкрепления. Правильно названный предмет попугай получал для более близкого знакомства с ним, для игры. Обучающие опирались при этом на природную ситуацию, ведь при усвоении своих видовых сигналов молодой жако, живущий на воле, никаких гостинцев не получает и тем не менее старательно учится. В природе ему без этого не прожить. Ну как в густых африканских лесах, населенных множеством птиц, он узнает своего партнера? Как вообще получит информацию?
Пара жако на воле общается с помощью дуэта - так называемого антифонального пения. Каждый из партнеров исполняет свою партию - что-то вроде позывных. Такие партии обычно закреплены за каждой птицей. Однако в отсутствие одного из партнеров другой может исполнить его часть дуэта. Получается, что он как бы зовет своего друга по имени. Улавливаете сходство? В комнатных условиях жако тоже предлагается дуэт, только реплики в нем разные (в зависимости от предмета), а партнеры - люди. Таким образом, вместо природных сигналов птица осваивает человеческий язык. И надо сказать на довольно высоком уровне.
Категоризация и абстрагирование
Общепризнано, что только человек может распределять предметы по категориям. До настоящего времени считалось, что только он, абстрагируясь от второстепенных признаков, может объединить предметы в соответствующий класс. Так, например, яблоками считаются все плоды яблони, и маленькие и большие, и зеленые и красные и т.п.
И вот, когда птица овладела языком до определенной степени, стало ясно, что и она может распределять предметы по категориям. И для нее карандаш есть карандаш, а не ручка, независимо от того, черный он или красный, короткий или длинный, заточенный или нет.
Но для того, чтобы достичь этой стадии владения категориями, Алекса вначале обучили таким понятиям, как "тот самый" и "другой". Нужно было, чтобы он понял, что отличающиеся друг от друга предметы могут относиться к одной и той же категории и что один и тот же предмет, демонстрируемый в разное время и разными преподавателями, все-таки остается одним и тем же.
Форма, цвет, фактура
Жако нужно демонстрировать предметы разного цвета и разной формы, добиваясь определения того и другого предмета и по отдельности, и вместе. Это легко сделать, показывая листы бумаги разного цвета и разной формы. Затем можно добавить лоскуты тканей и кожи также разной формы и цвета.
При таком обучении Алекс научился определять форму (треугольная, четырехугольная) и цвет (розовый, голубой, красный, зеленый и, что очень интересно, различать материал по фактуре: отличать, например, бумагу от кожи. Однако ошибки все же неизбежны. Алекс мог спутать кожу и бумагу при демонстрации издали. Но когда получал предмет в лапу, то процент ошибок значительно сокращался.
Общее и различное
После того, как жако усвоил наименования 30-40 предметов, обучающие смогли научить Алекса выделять общие, сходные черты предметов и те признаки, которые эти предметы отличают. Так, например, если Алексу показывали одинаковые по форме кусочки кожи и бумаги и спрашивали: "Что общее?", жако отвечал: "Форма". Если демонстрировали красный мел и красное яблоко, то попугай отвечал: "Цвет".
Устный счет
Попугая можно научить определять количество предметов, по крайней мере, до шести. Во всяком случае, Алекс это делает. При демонстрации предметов разной формы вводятся такие понятия, как треугольная и четырехугольная. Это может относиться как к листу бумаги, так и к коже, лоскуту, картону и т.д. Затем обучающий показывает два-три и т. д. одинаковых предмета. После этого можно будет демонстрировать уже две группы предметов разного качества и количества.
Вот как это получается у Алекса. Ирен раскладывает перед своим питомцем пять предметов, три из которых - ключи. "Сколько ключей?" - спрашивает она. "Пять",- отвечает Алекс. "Нет, не сколько игрушек, а сколько ключей?" - "Три",- говорит попугай.
Самообучение тоже возможно
Если жако неправильно отвечал на вопрос, то обучающий говорил "нет" и предмет на некоторое время убирали. Алекс уловил связь между негативной ситуацией и отрицанием "нет" и научился произносить слово "нет" в соответствующих ситуациях. Этим отрицанием он заменил свой резкий сигнал недовольства. Иногда он ленился отвечать на вопрос (с пернатыми учениками это тоже случается) или не хотел, чтобы его гладили, тогда Алекс говорил "нет". Однако на первых порах ему приходилось подкреплять свое "нет" укусом, если непонятливые тренеры настаивали на своем.
И еще, обучающие заметили, что Алекс использует свое знание наименования предмета, когда хочет получить этот предмет. Но не всегда было понятно, определяет ли жако предмет или просто хочет получить его. Тогда они ввели в лексикон птицы слово "хочу", чтобы разграничить процесс называния предмета в ходе обучения и просьбу получить этот предмет. Птица усвоила, что просьбу нужно оформить соответствующим образом, например "Хочу карандаш".
Использование знаний
Алекс с удовольствием использовал свои знания на практике. Теперь он мог попросить желаемый предмет или лакомство. При этом обычно он точно знал, чего хочет. И кстати, желаемый предмет совсем не обязательно должен находиться в поле его зрения. Его вообще может не быть в комнате. А это свидетельствует о том, что образы предметов Алекс хранит в своей памяти. Так вот, если он просит апельсин, то имеющееся под рукой яблоко не заменит апельсина. Больше того, настойчивые попытки всучить попугаю яблоко могут привести к тому, что раздосадованный попугай швырнет этим яблоком в непонятливого тренера, что однажды и случилось. Вот вам и плоды просвещения!
Подводим итоги
Обобщим достижения Алекса, чтобы вы представили себе возможности вашей птицы при целеустремленном, направленном обучении. В течение 15 лет обучения жако выучил обозначения 100 демонстрируемых ему предметов, например таких, как дерево, кожа, бумага, пробка, орех, спина, яблоко, банан, апельсин и т.д. Он определяет форму предметов, количество углов в геометрических фигурах (от двух до пяти), считает до щести, различает и называет семь цветов предметов: розовый, зеленый, голубой, желтый, оранжевый, серый, пурпурный. Он правильно употребляет отрицание "нет" и умеет попросить то, что ему хочется, то есть применяет полученные знания на практике. Он распределяет предметы по категориям, владеет понятиями "тот самый" и "другой"; "общее" и "различное" Получается, что птица может освоить некоторые элементарные логические и философские понятия.