Улица мелких жуликов и великих поэтов На Прорезной навеки поселились герои Ильфа и Петрова, Булгакова и Вертинского
Старожилы хорошо помнят светлое 3-этажное здание, построенное в мавританском стиле в конце ХIХ века на углу улиц Прорезной и Пушкинской. Это — доходный дом Ионы Зайцева, потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии, который также известен как строитель крупной лечебницы для малоимущих на улице Кирилловской (ныне — Фрунзе). Любопытно, что и сегодня многие подоляне именуют его "больницей Зайцева". В купеческом особняке на Прорезной перед войной размещался Дом ученых, до 1927 года — еврейский клуб "Комфон", а во времена УНР — Украинский национальный клуб. Теперь только живописный сквер напоминает о месте, где когда-то "сошелся клином" импозантный дом, увенчанный четырьмя башнями.
"Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции, — говаривал небезызвестный герой довольно известного романа. — И вам скажут, что до революции Паниковский был слепым. Я выходил в очках и с палочкой на Крещатик и просил какого-нибудь господина почище помочь бедному слепому перейти улицу. На другом тротуаре у него уже не хватало часов или бумажника... Я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал".
Откровения мелкого жулика не случайны. И вообще: биографии персонажей "Золотого теленка" сплошь и рядом переплетаются с градом над Днепром. Взять того же Остапа Бендера. Откуда у него удостоверение на имя гражданина Михельсона или же милицейская фуражка с гербом Киева? Возможно, Ильф и Петров были наслышаны о знаменитых киевских "антиках" уголовного мира. И о нищих — тоже.
И ещё, на этой улице находится моя школа, которую я закончила - номер 48