Вот, девочки, нашла интересную информацию, но так как не могу решить куда ее лучше поставить, решила выделить в отдельную тему. "Роспись по шелку – не обычное хобби. Кроме желания здесь требуется художественный вкус и умение рисовать. И все же, любуясь красотами батика, легко переоценить сложность их создания. Шелк, кисти, краски – это все, что нужно для сотворения своего собственного неповторимого полотна. Художница в технике батик Мария Чухлебова раскрыла для «Правды.Ру» несколько секретов своего мастерства и дала ценные советы новичкам.
Для начала – немного истории. В Европу и Россию батик пришел с Востока в начале XX века. Правда, классический процесс изготовления воскового батика, показался европейцам слишком сложным, поэтому был придуман иной, облегченный, метод, получивший название холодного батика. Его бум в России прошлого века связывают с именем знаменитого художника Льва Бакста. Он много работал над дизайном театральных костюмов, ввёл в одежду восточные мотивы и широко использовал технику холодного батика. Сейчас картины, написанные на шелке, – это предмет роскоши, а батик в одежде – примета утонченного вкуса и стиля. Итак, вы решили украсить свой интерьер авторскими шелковыми полотнами. Или щегольнуть эксклюзивным платьем (рубахой, галстуком) с изысканной росписью. Варианта два. Во-первых, можно обратиться к профессионалу. Для этого нужно набросать примерный эскиз рисунка и запастись суммой от 7 до 15 тысяч рублей. Как пояснила Мария Чухлебова, цена зависит от срочности исполнения, сложности и площади росписи. Галстуки – подешевле, большие платки и шали – дороже, самое дорогое картины.
Второй вариант – куда более творческий и увлекательный – попробовать создать шедевр самому. Что для этого нужно?
- Прежде всего – ткань, подрамник, краски, кисти, резерв, трубочка для резерва, кнопки и, разумеется, желание, - перечисляет художница.
- А что такое резерв?
- Наша главная задача – добиться того, чтобы краска растекалась на ткани так, как нам надо, и создавала нужный рисунок. Для этого и необходима резервирующая жидкость, она же резерв, или контур – он ограничивает линии рисунка. Выгоднее покупать резервы в банках и набирать их оттуда обычной трубочкой. Бывают они разных цветов, с блёстками, перламутром, золотые и серебряные. Красиво-дорого-богато.
- Как правильно подобрать ткань?
- Первые эксперименты по росписи лучше делать на обычных хлопчатобумажных тканях – ситец, бязь, полотно, батист. На первых порах неизбежны неудачи, поэтому гораздо лучше испортить рулон недорогого ситчика, чем потом убиваться над загубленным натуральным шёлком.
Вообще, как отмечает Мария, для холодного батика пригодны любые тонкие и плотные ткани, однако предпочтение следует отдавать шёлковым тканям – креп-жоржет, креп-шифон, туаль, искусственный шёлк, крепдешин. Искусственные ткани (капрон, нейлон, обычная подкладочная ткань), хотя и довольно прочные, не отличаются благородством натуральной ткани.
- Натуральный шёлк считается одной из лучших основ для батика. Хотя некоторым, например, мне, не очень нравится его прозрачность. Вообще не бойтесь экспериментировать, - советует наша собеседница.
- Итак, ткань выбрали. Как подготовить ее к росписи?
- Её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура – специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида. Теперь ткань надо натянуть на обычный подрамник. Прикреплять к нему ткань можно обыкновенными кнопками, по всем правилам натяжки холста – сначала по углам, потом по центру. Чем больше кнопок – тем лучше. Края моих подрамников обычно напоминают спину броненосца. Натуральный шёлк натягивать сложнее всего, кнопки могут травмировать его. Нежная материя не терпит острых предметов...
Ткань надо натягивать очень туго, и ее нити ни в коем случае не должны идти по диагонали, чтобы работу после снятия с подрамника не перекосило до неузнаваемости.
- А на каких красках остановить свой выбор новичку?
- На первых порах можно купить отечественный набор красок для батика. Стоит он около 150 – 200 р. В набор кроме самих красителей входит трубочка для резерва и флакон самой резервирующей жидкости. Для «пробы пера» этого вполне хватит. Правда, на ткани они держатся плоховато – тускнеют. Из импортных хороши краски Marabu, AvantGarde или Gutta.
- Любые ли кисти подходят для батика?
- Лучшие кисти для батика, как и для акварели – соболиные, но они весьма дороги. Более доступны беличьи. Кисти из пони, козы, коровьей шерсти хороши только на начальных этапах. Синтетические кисти отличаются от натуральных тем, что плохо впитывают и удерживают воду. Зато они могут быть полезны для создания специальных эффектов и фактур. Базовый набор кистей:
▪ широкий плоский беличий или колонковый флейц для покрывания краской больших площадей;
▪ средняя круглая беличья кисточка; средняя плоская беличья кисточка;
▪ маленькая беличья или синтетическая кисточка для прописывания мелких деталей.
- Итак, ткань – на подрамнике, кисти, краски, трубочки – на месте, руки чешутся начать наводить красоту. С чего начнем?
- Прежде всего, нарисуем на бумаге эскиз будущей картинки в натуральную величину и обведём контуры тёмным фломастером. Рисунок подкладывают под подрамник с тканью. Для удобства его можно прихватить по краям скотчем, чтобы он не смещался. Рисунок должен просвечивать через материал, как сквозь кальку. Теперь набираем в трубочку достаточное количество резерва и обводим все линии по контуру. Процесс очень кропотливый и занимает много времени. Контур обязательно должен быть замкнутым. Нюанс в том, что нанесённый резерв виден плохо, к тому же его очень легко смазать рукой – будьте аккуратны.
После обводки убираем рисунок и ставим подрамник с тканью сохнуть. Импортные резервы полностью высыхают за сутки, отечественные – часа за два-три. Затем разводим краски и начинаем осторожно покрывать поверхность. Тут никаких советов дать не могу, каждый красит кто во что горазд…
- На первых порах неизбежны огрехи. Можно ли их исправить?
- Например, чтобы исправить протечку в том месте, где контур пропустил краску, я всегда держу наготове фен. Хорошенько сушу, затем беру трубочку и исправляю ошибку. Убрать излишки красителя можно ватной палочкой смоченной в спирте. Таким образом можно наносить и оригинальные узоры.
- А есть ли еще какие-то приемы, которые помогут придать нашей картине особенный вид?
- Можно, например, использовать крупинки обыкновенной поваренной соли: она притягивает краску, а поверхность вокруг неё высветляется. А гранулы мочевины, наоборот, отгоняют от себя краску, так что после высыхания отбеленную поверхность можно заполнить другой краской. Для придания работе окончательного лоска можно пройтись кое-где блёстками или цветным перламутровым контуром.
- Работа закончена?
- Не спешите… Еще нужно закрепить рисунок. Простейший способ – прогладить ткань с изнанки утюгом, желательно с функцией отпаривания. Можно поэкспериментировать с микроволновой печью, только на ткани не должно быть перламутровых и блестящих контуров, так как в их состав входят частицы металла.
Это, конечно, только введение в технику росписи по шелку – «верхушка айсберга». Импровизируйте, экспериментируйте, делайте ошибки и открытия, создавайте шедевры и получайте удовольствие от процесса."
Я думаю у нас много найдется желающих поэкспериментипровать и получить удовольствие. Делитесь идеями и образцами творений.